Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»
Чтобы образовательный процесс был правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
Федеральный закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
СанПин
Международная конвекция о правах ребенка.
Согласно ст.18 Закона РФ об образовании.
п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений»
Совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Ваши дети посещают группу компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, особой проблемой является поведенческая сторона.
У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, не наблюдательность, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля.
Речевые трудности дошкольников напрямую связаны с их взаимоотношениями со сверстниками, так как отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка, затрудняют общение с окружающими и препятствуют формированию личности.
Поэтому необходимо проведение коррекционной работы, направленной на развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии.
Приведенные выше особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены спонтанно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством узкоквалифицированных специалистов. Главная задача родителей в данном случае — не игнорировать проблему, а оказывать всяческое содействие в ее решении.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа. Ваш дом окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Ребёнок всему учится в общении со взрослыми. Будущий успех в межличностном общении вашего ребёнка во многом зависит от того, как вы относитесь к нему, общаетесь с ним дома.
Для улучшения межличностных отношений ребенка в группе сверстников:
• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);
• Развивайте способность уступать, помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.
• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего.
• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.
• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации.
|