Среда, 22.05.2024, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт воспитателя Лисовой Т.В.

Каталог статей

Главная » Статьи » Информация для родителей.

Консультация для родителей детей с ОВЗ

Приложение 3 «Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками».

  Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения.  На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

   Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

   «Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

     Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения в дошкольном возрасте.

   Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

    - для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

    - ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

    - речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

   - Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

  - обеспечьте ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

  - присоединяйтесь к ребенку, когда он смотрит телевизор, и старайтесь узнать, что его интересует, обсудите увиденное.

   - у каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

  - помните, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

  Особенности общения детей среднего дошкольного возраста.

  Начиная с пяти лет, ребенок предпочитает играть со сверстниками. Теперь их игра не разделяет, а объединяет. Дети сознательно сближаются друг с другом, чтобы вместе поиграть в ту или иную игру. Детям этого возраста важно не только присутствие и внимание другого ребенка, а именно соучастие, сотрудничество. Их общение становится более деловым, они ищут способы и подбирают слова, чтобы договориться о правилах игры, уговорить принять те или иные условия игры и т.д. Родителям следует насторожиться, если ребенок пяти лет беспорядочно бегает, стараясь завладеть вниманием других детей – это свидетельствует об отставании в социальном развитии. Дети до четырех лет в силу своих психологических особенностей «не видят» сверстников.

Начиная с пяти лет, дети проявляют активный интерес, чем заняты окружающие их сверстники. В игре они так же могут обижаться и ссориться, но такие чувства возникают уже на абсолютно другой почве. Дети начинают соперничать друг с другом. Свидетельство такой конкуренции проявляется в оценке поведения и действий своих сверстников, иногда они интересуется у взрослых, правильно ли поступил тот или иной ребенок. Любят напоказ выставлять свои преимущества и стараются тщательно скрыть свои неудачи. Очень часто дети в этом возрасте радуются проигрышу друга и огорчаются от его успеха. У детей появляются такие эмоции, как зависть и ревность, что становится причиной частых конфликтов. Сейчас для ребенка важна не его общность со сверстниками, а противопоставление им, он сравнивает себя с другими, оценивает, делает выводы.

Чтобы сгладить конфликты у детей в таком возрасте, необходимо включать их в сюжетно-ролевые игры. Дети могут сами придумать сюжет, распределить роли, желательно, чтобы все это происходило под незаметным контролем взрослого. Взрослый, если замечает, что назревает конфликт, может его сгладить.

    Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым, не забывая про свой собственный пример, который лучше всяких

Чем отличается общение ребенка со сверстниками от общения ребенка с взрослыми?

    Ребенок в кругу сверстников, и ребенок в кругу взрослых – это как будто два разных человека. Очень часто приходится слышать от родителей, что их ребенок дома очень активный, много кричит, бегает, прыгает, но когда этот ребенок попадает в группу сверстников, то его поведение может быть совсем другим. Он может быть замкнутым, скромным, тихим малышом. Достаточно часто происходят и другие случаи, когда дома ребёнка не видно и не слышно, а со сверстниками он очень активный. Такие ситуации наглядно демонстрируют то, как ребенок может меняться в зависимости от того, в каком обществе он находится – в кругу семьи или в кругу сверстников.

   Большинство дошкольников в общении со сверстниками очень эмоциональны, раскованы. Тогда как с взрослыми дети проявляют спокойствие, они не позволяют в общении со старшими резких криков, громкого смеха и других ярко выраженных эмоций. Даже если понаблюдать за мимикой и жестами ребенка, то можно увидеть существенные различия. Общаясь со взрослыми, дети более сованы, а с одногодками они очень экспрессивны: могут ярко выражать нежность, а могут выразить свое недовольство, спровоцировав драку.

   Начиная с четырех лет, малышам гораздо интереснее общаться с такими же детьми, как и он сам, а не с родителями. Поэтому экспрессивность чувств и эмоций из общения со взрослыми уходит и переходит на контакты со сверстниками. Дети дошкольного возраста, конечно, при их правильном воспитании, понимают, что в общении со старшими можно позволить себе далеко не все: нельзя кричать, драться, ругаться и т.п. Тогда как в общении со сверстниками они это могут себе спокойно позволить. Они ведут себя крайне непринужденно, свободно и раскованно: дети дразнят друг друга, кривляются, дергают друг друга за косички – в общем, делают все, что мы взрослые называем детским безобразием, от которого мы быстро устаем. А дети так могут общаться друг с другом днями напролет без всякой усталости. Подобное «безобразие» не стоит запрещать, если оно не выходит за рамки приличия и нравственного поведения. Ведь в таком детском кривлянии проявляется оригинальность ребенка, его индивидуальность.

  Неудивительно, что дети дошкольного возраста очень любят фантазировать, представлять себя различными героями. Такое творчество необходимо поощрять, например, превратив это не в простое кривляние, а в театрализацию. В общении и играх со взрослыми дети, как правило, ждут инициативы от взрослого, предпочитают отвечать на его действия и высказывания. Играя же со сверстниками, дошкольники склонны брать всю инициативу на себя, то есть каждый старается быть лидером в играх, быть ведущим. Именно такая психологическая особенность общения детей-дошкольников часто приводит к конфликтам. Дети категоричны, не могут вести диалога, если ребенок решил, что он будет ведущим, значит так и должно быть, желание сверстников даже не рассматривается – отсюда ссоры, драки, обиды.

 

Приложение 4.  «Необходимость физического развития».

  Желание двигаться совершенно нормальное для детей 4-5 лет. Они уже достаточно уверенно чувствуют себя, научились управлять телом.

Очень важная задача сейчас — укрепить мышцы, кости, суставы. Для этого, конечно, нужно добавить в рацион ребенка больше кальция, молочных продуктов, мяса.

Беготня, игры и постоянное движение — обычное занятие ребенка сейчас. Ему просто необходимо двигаться: так он снимает напряжение. Например, в детском саду упражнения и занятия проводятся в середине дня – так малыши сбрасывают напряжение от простых уроков и общения. Это помогает им расслабиться. Тут прямая связь: малыш побегал, устал, значит, будет хорошо спать. Нормальный сон днем — необходимый отдых в этом возрасте.

    Для детей подвижные игры сейчас имеют важное значение. Сейчас важная задача организма — стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки. Родителям не нужно ограничивать малыша в двигательной активности.

Дети в 4 годика уже осознают себя, умеют немного видеть со стороны. Нет физической активности — малыш вялый, часто болеет, слабый, на фоне сверстников выглядит неумелым, застенчивым. Это плохо сказывается на его самооценке, мешает ему правильно общаться, заводить друзей.

Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Это не какой-то фокус психологов, а вполне реальный факт. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию. Так человек чувствует себя уверенно в своем теле. Даже для ребенка 4-5 лет -это важно

Занятия физкультурой помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте. Потом это отрицательно скажется на функционировании эндокринной системы. К 4-5 годам дети теряют свой «детский жирок», тело вытягивается. Это нормально, не стоит переживать. Потеря в весе может быть в пределах 2 кг.

Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.

1.     Нельзя заниматься, если у ребенка простуда, он болеет. Это сильная нагрузка на сердце и легкие.

2.     Малышу 4-5 лет? Подбирайте для него только простые упражнения, рассчитанные на его возраст.

3.     Не более 5 повторений для малыша 4 лет, не более 10 – для 5 лет.

4.     Если малыш жалуется, что ему тяжело, то лучше уменьшить нагрузку. Нельзя настаивать, заставлять, особенно если ребенок жалуется на боль.

5.     Не ругайте ребёнка, если что-то не получается.

Конечно, нужно правильно мотивировать ребенка, чтобы ему хотелось заниматься. Расскажите, зачем вы это делаете: чтобы быть здоровым, быстрее вырасти. Просто заставлять детей разниматься, без разъяснений — это неправильно.

Постройте ваши занятия в виде игры, устраивайте небольшие соревнованияДайте малышу победить. Указывайте на все ошибки мягко, показывайте, как делать правильно. Он еще не может относиться к занятиям критично, так что просто четко, медленно показывайте упражнения.

Категория: Информация для родителей. | Добавил: tamara (06.01.2023)
Просмотров: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0