Конспект по ЗКР для старшей группы звук и буква Д,ДЬ.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д']. Формирование умений различать звуки [д] и [д']. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Знакомство с буквой Д.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель : Посмотрите на картинку что вы видите? (дом, деревья, дыня, динозавр, дятел..)
Вы догадались о каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно звук Д.
Отгадайте загадку:
Я строительство люблю,
Белкам домики долблю.
Мой весёлый, звонкий стук
Всюду слышно:
"Тук-тук-тук!"
( Дятел )
1.(Работа с Зеркалами)
Воспитатель : Символ звука: дятел долбит дерево: Д-Д-Д... (картинка).
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
Воспитатель : Выбираем для обозначения синий кружок с колокольчиком.
Воспитатель : Повторим, как дятел долбит дерево: Д-Д-Д-... (дети произносят звук Д за взрослым громко, отрывисто).
Воспитатель : А как зовут младшего брата звука Д?
Воспитатель : Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дь-дь- дь...(картинка).
(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д'] – согласный, звонкий, мягкий.)
Воспитатель : Для обозначения выбираем зелёный кружок с колокольчиком.
Что смягчает согласные звуку? ( Ь знак или Гласные звуки- Е,Ё,Ю,И,Я, стоящие после согласного)
2.Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д'].)
Воспитатель : Давайте определим в названии каких картинок слышится твердый звук Д. (дрова, дерево, дом, ведро, ландыш, дверь, дорога), а диван с ДЬ.
3.Игра «Эхо». Дети повторяют за воспитателем цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.
4 Игра «Закончите предложение»
Воспитатель: закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].
Мою подругу зовут …(Даша).
Машина едет по …(дороге).
Из трубы идет…(дым).
У белки теплое … (дупло).
Папа построил …(дом). .
5.Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель6 начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).
6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)
Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)
Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)
С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)
В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)
7Игра с мячом «Все на букву Д».
Воспитатель : Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
8.Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».
Если услышите твердый звук Д пока жите синюю карточку, а если в слове будет мягкий звук ДЬ то Зелёную карточку: дом, дача, деревня, друг, радость, добрый, дыня, диван, дуб, девочка, Дима, Даша, дерево.
9. Работа с буквой Д.
Воспитатель: Звук Д обозначают буквой Д. На что похожа буква Д?
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.
В каком домике будет жить наша буква?
10.Итог:
- С какими звуками мы познакомились?
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
-Удавалось ли вам его произносить правильно?
- Назовите слова со звуками Д и Д'.
|